Сегодня кабинет министров рассмотрит концепцию развития лесной промышленности. Ее главная идея — уменьшить влияние региональных властей на четвертую по величине в России отрасль. Губернаторы попытались было подготовить альтернативную концепцию в рамках Госсовета, но вчера их поползновения пресек сам президент Владимир Путин.
Интерес к леспрому со стороны властей не случаен. На Россию приходится четверть мировых запасов древесины. Однако адекватной отдачи отрасль не приносит. По данным Минпромнауки и Минприроды (главы этих ведомств будут основными докладчиками на сегодняшнем заседании правительства) , в России самая низкая из развитых стран эффективность лесопользования. На глубокую переработку идет лишь 20% добываемой древесины, тогда как в развитых странах — 80%.
Не устраивает профильные министерства и то, что основной экспортный товар отрасли — необработанная древесина. На нее приходится до трети всей экспортной выручки леспрома. В итоге в прошлом году экспорт лесной продукции дал России $4,3 млрд (при общем обороте отрасли чуть более $7 млрд) , тогда как Финляндия получила $10 млрд, США — $16 млрд, Канада — $25 млрд.
Чтобы изменить ситуацию, чиновники предлагают изменить «правила игры» не только в самом леспроме, но и в смежных отраслях. Прежде всего, говорит первый замминистра природных ресурсов Валерий Рощупкин, необходимо навести порядок в лесопользовании. По его словам, федеральный центр должен более жестко контролировать процесс распределения под вырубку лесных массивов.
Наибольшее неудовольствие Минприроды вызывает практика внеконкурсной выдачи разрешений на аренду леса региональными властями на срок менее пяти лет. «Помимо того что подобная практика лишает арендаторов стимулов рационально использовать лесные ресурсы, это еще и неизбежно приводит к коррупции, — говорит Рощупкин. — Наша позиция заключается в том, чтобы разработать четкие критерии выделения лесных участков на срок до 49 лет и более. Причем этот процесс должен осуществляться под более тщательным надзором Минприроды».
В свою очередь программа Минпромнауки предполагает повышение экспортных пошлин на круглый лес и снижение — на продукты переработки древесины. Кроме того, не исключается и повышение импортных пошлин на мебель. Правда, до заседания правительства Сергей Митин, замминистра промышленности и науки, отказался раскрывать конкретные планы своего ведомства, касающиеся изменения пошлин.
Понятно, что губернаторов в первую очередь интересовал не внешнеэкономический аспект правительственной концепции, а то, что предлагает Минприроды. В справке о состоянии леспрома, подготовленной рабочей группой Госсовета под руководством новгородского губернатора Михаила Прусака, говорится: «МПР России в 2002 г. нанесло значительный ущерб лесному хозяйству, перераспределив финансовые потоки лесного дохода между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации».
Губернаторы предложили создать для управления отраслью Министерство лесного хозяйства, с которым, как они надеялись, им было бы легче договариваться. Существующий порядок лесопользования члены Госсовета хотели сохранить.
Вчера губернаторы, входящие в президиум Госсовета, излагали свои взгляды на будущее леспрома Путину. Но президент не оценил их инициативу, заявив, что не будет лично заниматься «лесным вопросом», а создание новых министерств относится к компетенции премьера Михаила Касьянова. Премьер же, по словам источника «Ведомостей» в Белом доме, отрицательно относится к идее создания Минлесхоза: такое обособление отрасли сделало бы ее менее прозрачной.
Это значит, что сегодняшние доклады главы Минприроды Виталия Артюхова и министра промышленности и науки Ильи Клебанова станут базой для новой государственной политики в леспроме. Это вполне устраивает участников рынка. Как сказал «Ведомостям» Николай Макаров, председатель совета директоров компании «Континенталь-менеджмент» — «дочки» «Базового элемента», управляющей его активами в этой отрасли, разработчики правительственной концепции учли практически все концептуальные предложения бизнесменов. Особенно Макарова радуют намерения правительства стимулировать экспорт продукции высокого передела и удлинить сроки аренды леса.
